Материал раздела Основной

Выйти из чата: как спасти сотрудников от выгорания

HR Статьи Tada.team
Из-за переизбытка онлайн-каналов, с помощью которых приходится общаться на удаленке, и многозадачности сотрудники быстрее выгорают. Андрей Демин (Tada.team) делится четырьмя правилами, как выстроить рабочую коммуникацию без вреда для здоровья сотрудников
Фото: Marcus Lofvenberg / Unsplash
Фото: Marcus Lofvenberg / Unsplash

Второй год подряд большинство сотрудников по всему миру продолжают трудиться удаленно либо придерживаясь гибридного графика работы. Однако, по данным исследования McKinsey, только 20% респондентов при этом чувствуют себя комфортно. Остальным формат доставляет определенные трудности, что не может не влиять на продуктивность компании в целом. Главная трудность — в избыточной коммуникации. Эта проблема носит комплексный характер. Вот несколько ее составляющих.

Усиление ментальной угнетенности. Согласно исследованию Flexjobs, 42% сотрудников жалуются на высокий уровень стресса. Число тех, кто сталкивается с ментальными проблемами из-за работы, с началом пандемии увеличилось в три раза. Основные причины — общая негативная атмосфера, экономическая ситуация, страх за близких и боязнь не справиться с рабочими задачами. Дистанционная занятость рассматривается в контексте исследования как дополнительный фактор, доводящий уровень стресса до запредельного показателя.

Разрозненность коммуникаций. До пандемии регулярное цифровое взаимодействие во многих индустриях сводилось к одному каналу — корпоративной электронной почте. Сегодня многие вынуждены в течение дня несколько раз переключаться между онлайн-конференциями, мессенджером, соцсетями, корпоративным порталом и таск-менеджером. Международное исследование Atlassian, основанное на данных об использовании нескольких популярных рабочих инструментов коммуникации, показало, что интенсивность действий пользователей в них за равный промежуток времени с началом пандемии возросла. Это говорит не о том, что сотрудники стали проводить больше времени в этих каналах (что объективно связано с переходом на удаленку), а о возросшей «цифровой бюрократизации».

Особенно это характерно для российских компаний, для которых переход на дистанционный формат случился довольно резко. Неожиданные перемены, страх потери контроля над рабочим процессом вынуждают менеджмент использовать системы учета и мониторинга, просить сотрудников быть на связи постоянно и вести коммуникацию при помощи разных инструментов.

Переработка. Рабочий день с переходом на дистанционный режим удлинился для многих сотрудников. Об этом говорят оба приведенных выше исследования. Конференции и звонки начали назначаться чуть раньше или чуть позже, граница между рабочим и личным временем окончательно размылась. Массовое выгорание стало глобальным явлением: этот синдром встречается у 75% респондентов. Из них 40% впервые столкнулись с проблемой в 2020 году.

В первый год пандемии бизнес был занят выживанием, и это стало важнее самочувствия сотрудников. А последние оказались не готовы к тому, что придется самостоятельно искать баланс между работой и личной жизнью — это навык, который просто не успел выработаться из-за резкой смены форматов.

Как выстроить экосистему коммуникаций