РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Валентин Пахомов

Не верь глазам своим: как бороться с дипфейками в Сети

Мошенники научились создавать качественные дипфейки. Они могут сделать заявление от имени директора компании и обрушить ее акции. Как защититься от этого вида мошенничества, если суды не помогают, рассказывает Валентин Пахомов (агентство Sidorin Lab)
Фото: Chung Sung-Jun / Getty Images
Фото: Chung Sung-Jun / Getty Images

Слово «дипфейк» появилось в результате объединения двух слов — deep и fake, которые расшифровываются как «глубинное обучение» и «подделка».

Если говорить научно, то дипфейк — это методика синтеза изображения, основанная на искусственном интеллекте (ИИ), один из побочных эффектов развития машинного обучения и нейросетей. Простыми словами, это высокотехнологичный монтаж.

Еще пять—десять лет назад его использовали только в кино и рекламе. Режиссер Джеймс Кэмерон попробовал наделить цифровую 3D-модель живой мимикой еще 2001 году. Тогда он работал над фильмом, в котором инопланетяне должны были общаться с землянами. Для того чтобы «оживить» нарисованных пришельцев, специалисты устанавливали на лица актеров контрольные точки, движения которых считывались камерой и «транслировались» на лица инопланетян. Позже режиссер использовал эту же технологию, но уже в более совершенном виде, при создании «Аватара».

Довольно быстро в «киношный» процесс оживления нарисованных или оцифрованных лиц вмешался технологический прогресс. Контрольные точки стали не нужны, процесс создания дипфейков стал автоматизированным.

К примеру, в 2011 году с помощью этой технологии Dior создал рекламу с легендарными актрисами Марлен Дитрих и Мэрилин Монро, а Dove — с Одри Хэпберн. Когда в 2013 году в разгар съемок седьмой части «Форсажа» погиб Пол Уокер, картину завершали с помощью работы дублера и компьютерной графики.

Вскоре развитие технологий настолько упростило процесс создания дипфейков, что в 2018 году появилось развлекательное приложение FakeApp, в котором каждый мог добавить свое лицо в интересующий его видеоролик. Распространение и простота использования дипфейков сделали их инструментом мошенников. Жертвами приложения становятся политики и селебрити, руководители крупных фирм и целые корпорации.

Чем дипфейки опасны для бизнеса