Жизнь без чипа: как развивать ИТ в условиях дефицита микросхем
1. Менять принципы взаимодействия с поставщиками ИТ
Начать следует с пересмотра общего подхода к взаимодействию с подрядчиками и поставщиками ИТ-решений. Начало нулевых было сумбурным, но ближе к 2010 году на фоне роста ИТ-рынка сформировались определенные правила. Бизнес чаще всего либо рос наравне с рынком, либо развивался опережающими темпами. И даже если компания «проваливалась» и отставала, это происходило по понятным экономическим причинам. В таких условиях подход к ИТ позволял CAPEX переводить в OPEX, аутсорсить целые направления провайдерам, мигрировать в облака, в том числе критически важными рабочими нагрузками.
В плане закупок ИТ-ресурсов такой «золотой век» позволил стандартизировать процедуры взаимодействия с подрядчиками и поставщиками, снизить период оборачиваемости активов. Например, заказчики могли формировать конкурентную среду на рынке, ставя условие «поставка решения по нашему запросу в течение двух недель, или мы с вами не работаем». Поставщики подстраивались, принимали эти правила и держали на складах необходимые запасы «железа» под конкретных клиентов, старались не упустить их, повышая качество сервиса.
В новых условиях все это больше не работает. Произошла полная перестройка привычных схем и моделей взаимодействия. Многие компании этого до сих пор не поняли. Между тем это больше не рынок покупателя, и когда он им станет обратно — неизвестно. Потому нужно меняться, и делать это прежде всего на уровне идеологии и стратегии.
2. Критично оценивать облака
На волне дефицита компонентов активно развивается аутсорсинг, растет спрос на облака. Такое решение подходит многим компаниям, но и это не панацея. Облачные провайдеры также должны закупать оборудование у вендоров, и делают они это по тем же принципам, что и конечные бизнес-потребители.
Да, у них есть запас оборудования, у них есть возможность масштабировать ресурсы через виртуализацию, есть инструмент оптовых закупок впрок и т.д. Но все это работает только в определенных пределах. К примеру, риски отказа в увеличении объема хранилища при резком росте потребности крупного бизнеса существуют и в облаках.