РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Ваш отдел закупок неэффективен. Девять признаков

Компании с сильными отделами закупок опережают конкурентов. Причина проста: они могут оптимизировать «полезные издержки» и сокращать «вредные». Анастасия Максименко, специалист площадки «РТС-тендер»,  рассказывает о том, как оценивать работу закупщиков

В разных компаниях закупочная деятельность организована по-разному: где-то она ведется по остаточному принципу в нагрузку административно-хозяйственному персоналу, а где-то сформированы целые департаменты, которые разрабатывают специальные документы и правила о том, как эта деятельность должна быть устроена с учетом особенностей конкретной компании. Поскольку закупочная деятельность напрямую сопряжена с издержками организации, она играет стратегическую роль в ее общей эффективности. На то, что отдел закупок работает неэффективно, указывают следующие маркеры.

1. В закупке участвует один поставщик

Экономические законы никто не отменял: высокий уровень конкуренции ведет к справедливому ценообразованию. Чем выше уровень конкуренции в закупках, тем эффективнее работают закупочные службы и тем лучше результат закупки. Таким образом, в закупке должен участвовать более чем один поставщик. При этом некоторые эксперты говорят о том, что конкуренция в закупках не должна измеряться только количеством участников. Готовность потенциального поставщика снизить цену может быть высокой в закупке с тремя участниками и низкой в закупке с девятью участниками.

2. Слишком большая или недостаточная экономия

Это отношение цены договора, заключенного в результате закупки, к начальной максимальной цене контракта. Казалось бы, чем выше показатель, тем эффективнее работает закупочная служба. Однако это не совсем так, ведь заказчики определяют начальную цену договора на основании рыночных цен или своих предыдущих закупок. При высокой экономии напрашивается вывод, что либо неверно были выставлены рыночные цены, либо прошлые закупки делались по завышенной цене. И то и другое не очень хорошо. Поэтому процент экономии в норме должен находиться в пределах 5–10%.