Опубликовано 28.12.2021, 09:30
Когда-то мысль о том, что Европа враждебно настроена к предпринимателям, казалась смехотворной. На пике своего развития в XVII веке желание Голландской Ост-Индской компании заработать было настолько велико, что потребовало создания фондового рынка. На рубеже ХХ века в Европе были основаны несколько будущих гигантов бизнеса. Например, самая прибыльная современная косметическая империя L'Oréal и крупнейшая линия контейнерных перевозок датская A.P. Moller — Maersk. Большинство немецких предприятий малого и среднего бизнеса, в которых трудятся более половины всего работающего населения страны, возникли в тот же период.
При этом во второй половине ХХ века в Европе появилось гораздо меньше быстрорастущих компаний. Это неудивительно, если учесть, что регион был разрушен двумя мировыми войнами. Но дело также в том, что интерес к созданию перспективного бизнеса на континенте так и не восстановился. В свою очередь, в Америке за последние три десятилетия родились четыре компании, выросшие в настоящих гигантов, — Google, Amazon, Tesla и Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), который теперь носит название Meta (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ). За это время стоимость каждой превысила $1 трлн. В то же время в Европе нет ни одной молодой компании, капитализация которой достигла $100 млрд. В 2000-х годах в Европе был один лидер в технологическом секторе — Skype, но и тот в 2011 году купила компания Microsoft за $8,5 млрд. Другой успешный стартап Spotify сегодня стоит всего $48 млрд. Технологический гигант SAP, который был основан всего за три года до Microsoft, сегодня стоит меньше пятнадцатой части американской компании.
И все же перемены витают в воздухе. Венчурные инвесторы, которые не хотят пропустить появление новой Google, внимательно следят за европейскими стартапами. Выбор ширится. Европейские предприниматели, которые раньше предпочитали Кремниевую долину для запуска собственного бизнеса, теперь делают это дома.