Материал раздела Основной
Один из самых невинных методов конкурентной разведки — разведка по открытым источникам (Open Source INTelligence, OSINT). Ею почти ежедневно занимаются продавцы, маркетологи, пиарщики и эйчары компаний любого масштаба. Они скрупулезно прочесывают ресурсы конкурентов, включая их сайт, аккаунты в соцсетях, страницу в «Википедии», агрегаторы. Что они ищут?
Данные о компаниях
Сюда относятся:
— Бизнес-показатели, структура бизнеса, данные об основателях и численности сотрудников, адресах, методах оптимизации налогов и стратегии развития. Базовую информацию — срок существования компании, ее уставной капитал и имена учредителей — можно найти в ЕГРЮЛ. Сведения о налоговой отчетности, арбитражных судах и заключенных госконтрактах также находятся в открытом доступе. Остальные сведения можно отыскать с помощью агрегаторов (иногда за небольшую плату), например, здесь или в Telegram-каналах.
С помощью этих данных компании оценивают положение конкурентов на рынке, занимаемую ими нишу, динамику доходов, цели и предпринимаемые шаги. Особенно полезны такие сведения компаниям, которые выходят на новый рынок или открывают новое направление. Например, поставщик ИТ-услуг решил забрать у конкурентов часть клиентов — медицинских организаций. Тогда ему полезно собрать сведения о том:
— Аномалии — любые несоответствия данных, заявленных конкурентами, фактическим. Реальный пример: один из участников госзакупки использовал подставные фирмы для того, чтобы увеличить общее число участников (это дало возможность просить больше за услуги). Обиженные проигравшие заметили это, сверив учредителей всех участников торгов по сайту налоговой, и направили информацию в ФАС.
— Применяемые маркетинговые инструменты. Конкуренты оценивают: