Материал раздела Основной

Не выбивание долгов, а IT-бизнес: что изменилось в работе коллекторов РФ

Коллекторский бизнес стал высокотехнологичным: процессы в нем теперь диджитализированы и кастомизированы. В результате такой цифровизации объем возвращенных долгов в России вырос более чем в три раза за 5 лет
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Коллекторский бизнес в России сравнительно молод. Еще в начале 2000-х компаний, которые работали в этой сфере, официально не существовало. На октябрь 2021 года количество таких российских компаний насчитывает более 450. Речь идет как про возврат долгов с физических, так и с юридических лиц.

Как работают коллекторы

В российском коллекторском бизнесе есть два основных сегмента.

  1. Цессионный: коллекторы выкупают у банков или МФО права требования по долговым обязательствам за определенную сумму. После этого коллекторское агентство занимается возвратом перешедших к нему долгов. В таком случае очень часто первый кредитор продает долг значительно дешевле фактического объема — на 5–50%, а коллекторская фирма занимается тем, что взимает полную сумму, на чем и зарабатывает.
  2. Агентский: коллекторская компания заключает договор с банком или МФО, по которому она представляет кредитора и требует вернуть долг в его пользу. За свои услуги коллекторы получают вознаграждение в виде определенного процента от суммы долга.

По итогам 2020 года агентский коллекторский сектор вырос на 6,8%. По информации от НАПКА, в 2020 году компании агентского рынка получили от банков 582 млрд руб. проблемных задолженностей против 545 млрд руб. в 2019 году. Это рекордная сумма с 2013 года, когда стал вестись учет.

Структура переуступленных (выкупленных коллекторами) долгов в разрезе отраслей выглядит следующим образом: