Как уменьшить возвраты одежды и обуви в интернет-магазине
Пандемия подтолкнула развитие российского онлайн-рынка продажи одежды и обуви: только за 2020 год в интернет-магазинах было оформлено 215 млн заказов на сумму 382 млрд руб. Количество онлайн-заказов одежды и обуви за год увеличилось на 40%, а объем онлайн-продаж за тот же период вырос в рублях на 35%. Но завидовать игрокам этого рынка рано, ведь перед ними все еще стоит огромная проблема — возвраты после примерки.
В России точной статистики по доле возвратов, поделенной по сегментам онлайн-рынка, пока нет, но мировые данные свидетельствуют, что самый большой процент возврата покупок приходится именно на одежду и обувь.
Основные конкурентные преимущества e-commerce перед традиционной розницей — это цена и удобство для покупателя. В обоих этих компонентах ключевую роль играет эффективность логистических процессов — скорость обработки и доставки. Представьте, что в день нужно принять 1 млн единиц одежды и обуви. Это около 40 тыс. палет, упакованных по стандарту, если они приходят от поставщиков. А теперь представьте 1 млн обувных коробок разного размера, упакованных иногда кое-как, содержимое каждой из которых нужно проверить вручную. Это возвраты. Страшный сон любого директора склада.
Сколько бизнес теряет на возвратах
Когда мы только начинали продавать обувь на Wildberries, мы сразу столкнулись с суровой реальностью — доля возврата составляет 60–70% от заказа. Чтобы продать одну пару обуви, она должна в среднем съездить до клиента и обратно 3–4 раза. На какую общую сумму возвращают товары в России — неизвестно, такой статистики пока нет. Но вот американцы, например, в 2020 году вернули в онлайн-магазины товаров на общую сумму $100 млрд.
Порядок стоимости «пустого проката» обуви только по основным онлайн-магазинам России — около 5 млрд руб. в год. Почему это так дорого для fashion-бизнеса? Давайте разбираться.