Опубликовано 10.11.2021, 09:32
Металлургия является вторым по значимости сырьевым сектором российской экономики. В отличие от нефти и газа, в структуре собственности металлургических компаний доминирует частный капитал.
Ориентированность на максимизацию прибыли в сочетании с богатой ресурсной базой, развитыми со времен СССР производственными активами и слабой национальной валютой сделала российские компании одними из самых эффективных в мире. Грамотный менеджмент позволил не только активно инвестировать в развитие, но и выплачивать высокие дивиденды. А мировой рост цен на сталь позволил металлургам выйти на рекордные уровни прибыли в 2021 году.
Данная ситуация стала своеобразным катализатором для правительства, которое решило увеличить налоговую нагрузку на отрасль в будущем.
Впервые вопрос о сверхдоходах и недостаточном уровне капитальных затрат металлургической отрасли был поднят в 2018 году. Тогда было предложено выровнять рентабельность EBITDA металлургов, горнодобытчиков и химиков через изъятие части дохода от благоприятной рыночной конъюнктуры
В результате переговоров между властью и бизнесом был достигнут компромисс: вместо дополнительных налогов компании нарастили инвестиционные программы. В 2020 году был введен рентный коэффициент, который привел к росту налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на железные и алюминиевые руды, а также руды цветных металлов, добываемых в Красноярском крае, в 3,5 раза.
В июне 2021-го правительство установило временные экспортные пошлины на черные и цветные металлы с целью изъятия части сверхдоходов и стабилизации внутренних цен. С 2022 года в силу вступит масштабная реформа налогообложения металлургической и горнодобывающей отраслей.