Материал раздела Основной
Сергей Айрапетов
Наиболее активный сейчас сектор с точки зрения M&A и в России, и в мире — так называемый диджитал: все, что связано с интернетом, технологиями и инновациями. По данным Aspring Capital, в 2020 году здесь произошло больше всего сделок между компаниями с капитализацией $10–300 млн: доля сектора составила 42% от общего количества M&A-транзакций в России. На втором месте с показателем 19% идет сельское хозяйство.
При этом в России не так много покупателей, которые могут приобрести контрольный пакет или бизнес целиком. Как правило, это крупные экосистемы: «Сбер», Mail.ru Group, «Яндекс», «Тинькофф», МТС. «Сбер», например, в прошлом году совершил семь сделок для своей экосистемы, самой заметной из них стала покупка 72% компании «2ГИС» — компанию оценили в 14,3 млрд руб.
Также заключают сделки фонды прямых инвестиций. Они заинтересованы в инвестициях в компании, которые можно вывести на новый уровень. Например, HeadHunter в свое время купили два фонда — Elbrus Capital и Goldman Sachs, — и через несколько лет компания вышла на успешное IPO. Это идеальный сценарий для инвесторов такого типа: довести компанию к публичному размещению или продать ее уже следующему, стратегическому покупателю.
Стратегическим инвесторам, в свою очередь, обычно интересно поглощение конкурента. К примеру, однажды мы продали «Линк Девелопмент», которая строила вышки для операторов мобильной связи и была лидером на северо-западе России, группе «Сервис-Телеком» — более крупному игроку, который строил такие же вышки в других регионах страны. В отличие от инвестиционных фондов стратегические покупатели мыслят категориями обязательной перепродажи: они смотрят на окупаемость инвестиций в долгосрочной перспективе в рамках своей системы.