РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Почему иногда выгоднее вступить в чужую экосистему, чем создавать свою

Менеджмент Исследования BCG
Крупные компании подхватили тренд и создают свои экосистемы — так поступили Alibaba, Apple, «Яндекс» и другие. Но дальновидные компании, такие как Facebook и Google, вместе с тем осваивают роль рядового участника экосистем. BCG — о том, чем она заманчива

Бизнес-экосистемы становятся все более распространенными. В 2000 году лишь три из сотни компаний — лидеров мирового рейтинга S&P полагались в своей бизнес-модели прежде всего на экосистемы, а в 2020 году их число возросло до 22. Совокупная рыночная капитализация этих компаний составляет 40% от общей капитализации рынка. Согласно данным CBInsights, из 772 стартапов, попавших в категорию «единорогов» (с оценочной стоимостью более $1 млрд) с 2015 по 2021 год, бизнес-модель экосистем использовали 179 (23%).

Все хотят свою экосистему

Неудивительно, что многие руководители давно зарекомендовавших себя компаний боятся упустить эту тенденцию и чувствуют себя обязанными создать собственные бизнес-экосистемы. Более 50% из 100 лучших компаний мира согласно рейтингу S&P за 2020 год уже построили как минимум одну бизнес-экосистему или инвестировали в нее, причем большинство из них сделало это за последние пять лет. Весной 2021 года BCG опросила 206 руководителей в области стратегии из компаний, представляющих 18 стран. Средняя выручка компаний превышала $20 млрд. Подавляющее число (90%) опрошенных заявили, что планируют расширить свою деятельность в области бизнес-экосистем.

Похоже, что для многих из этих компаний, давно действующих на рынке, само собой разумеется, что они должны и могут стать координаторами своих собственных экосистем. Однако не каждая компания находится в положении, позволяющем ей играть эту роль. К счастью, роль рядового участника существующей или новой экосистемы имеет огромный потенциал для бизнеса. Руководителям только надо проявить стратегическое мышление и реализовать его. Не забывайте, что наибольшего успеха во время Калифорнийской золотой лихорадки середины XIX века добились поставщики горшков, лотков и джинсов.