Стоит ли связываться: как оценить надежность контрагента
Для оценки надежности контрагента требуется провести целый спектр процедур, начиная с изучения отчетности и заканчивая посещением офиса либо производства. Важная часть такой оценки — аналитические процедуры, которые позволят собрать данные и провести параллели между финансовыми показателями контрагента и нефинансовой информацией о нем.
Цель такого анализа — составить комплексное представление о деятельности контрагента, чтобы иметь возможность принять обоснованное решение о начале или продолжении работы с ним. Процесс сбора информации о контрагенте носит название KYC (Know Your Customer).
Основные аналитические процедуры, проводимые в рамках KYC, можно разделить на два этапа.
Этап № 1. Оценка намерений контрагента
На первом этапе стоит проверить честность намерений контрагента и соответствие официальных данных реальной картине. Это позволит исключить возможность мошенничества, злонамеренных действий и проявлений ненадежности.
1. Сопоставьте данные о местонахождении офиса контрагента и его основных производственных активах.
Изучите информацию на официальном сайте контрагента, в визитках его представителей и ЕГРЮЛ. Почитайте отзывы на специализированных форумах и в профессиональных сообществах.
Найдите офис контрагента в Google Maps или «Яндекс.Карты». Посмотрите, как он выглядит: если контрагент заявляет о многомиллиардной выручке, но офис расположен в тесном подвале на окраине города, это должно насторожить. Если это возможно, посмотрите в картах панорамы по тому адресу, где находится исследуемый объект. Такая процедура также дает дополнительную возможность оценить наличие и качество производственных мощностей контрагента.
2. Проверьте, соответствует ли продукция, которую выпускает контрагент (товары/услуги, которые он оказывает), основному виду его деятельности, указанному в бухгалтерской отчетности и выписке из ЕГРЮЛ.
Если продукция не имеет ничего общего с основным ОКВЭД компании, это может негативно характеризовать и дисциплину, и профессионализм, и серьезность деловой активности контрагента.