Материал раздела Основной
Ежегодно антимонопольные органы страны возбуждают несколько сотен (максимум был в 2019 году — 944) антимонопольных дел о картелях и иных антиконкурентных соглашениях, из которых более 95% — сговоры не только при проведении госзакупок, но и при проведении государственных торгов по отчуждению имущества и прав на него и биржевых торгов.
В среднем на госзакупки приходится 13–20% мирового ВВП. В России этот показатель в последние годы достигает 30% (с учетом закупок госкомпаний). Ущерб от картелей на торгах в среднем достигает 20–22% от начальной цены контракта. Для нашей страны этот показатель составляет минимум сотни миллиардов рублей ежегодно.
Картели на торгах более распространены, чем картели на товарных рынках, — это общемировая тенденция. Доля закупок в структуре государственных расходов велика, и у многих недобросовестных участников рынка есть соблазн незаконно получить доступ к недорогим финансам.
ФАС России — одна из первых антимонопольных служб в мире, которая перешла к проактивному выявлению картелей на торгах. Основные виды антиконкурентных соглашений — картель, когда конкуренты договариваются о поддержании цены на торгах, и соглашения с госзаказчиками, если они могут ограничить конкуренцию.
Санкции за сговоры на торгах достаточно суровые — для юридических лиц до 50% от начальной цены контракта каждому участнику, независимо от того, выиграл ли он в конкурентной процедуре и заключил ли госконтракт. Для должностных лиц компании и госзаказчиков — административная или уголовная ответственность.
Ретроспективный анализ рассматриваемого экономического явления за последние десять лет показывает качественные и количественные изменения характеристик сговоров на торгах.