Материал раздела Основной

Работа с фрилансерами: почему и как

По данным PwC, в России более 14 млн проектных исполнителей: только за прошлый год их количество увеличилось на 76%. С какими особенностями сталкиваются компании при поиске, найме и онбординге фрилансеров, рассказывает Павел Шинкаренко (Solar Staff)
Фото: Pexels
Фото: Pexels

Раньше компании не стремились привлекать фрилансеров, так как это сопровождалось большим объемом бумажной волокиты и временных затрат. Требовалось найти нужного специалиста, согласовать ТЗ, заключить договор об оказании услуг, обменяться оригиналами через курьеров, решить вопросы с подписями и бухгалтерским учетом, оформить закрывающие документы и так далее. Нанять сотрудника в штат было легче и дешевле, чем иметь множество подрядчиков в роли проектных исполнителей.

Сегодня ситуация изменилась:

  • количество фрилансеров выросло в несколько раз, их стало проще искать: через сервисы вроде Kwork, Fl.ru или YouDo, социальные сети и профильные чаты в мессенджерах;
  • появились сервисы вроде Solar Staff или Naimix, которые автоматизируют работу с фрилансерами, убирая всю административную волокиту;
  • государство популяризирует фриланс. В 2019 году российское правительство создало новые налоговые статусы. Количество самозанятых в России составляет 2,7 млн человек;
  • отличие в административном статусе стало не минусом, а плюсом фрилансеров. Поскольку работа ведется по конкретному проекту, с компаний снимаются обязательства в виде социальных выплат, льгот, компенсаций, обустройства рабочего места и так далее.

Почему с фрилансерами нельзя работать как со штатными сотрудниками

С точки зрения нагрузки на менеджмент главное отличие фрилансера от штатного специалиста — его удаленность. В пределах офиса гораздо проще объяснить задачу лично, проконтролировать трудовую дисциплину и ход выполнения работ, решить срочную проблему. Фрилансеры сильно проигрывали тем, кто был все время на виду. Однако опыт последнего времени внес свои коррективы. В период пандемии абсолютное большинство сотрудников более полугода работали удаленно, а многие команды и сегодня продолжают работать в гибридном режиме, совмещая офис и удаленку. Это, пусть и вынужденно, позволило менеджменту набраться опыта работы с удаленными сотрудниками. Адаптации управленческого персонала под новые реалии помогают современные технологии — трекеры задач и рабочего времени позволяют решить проблему делегирования полномочий и контроля выполнения задач.