Ответить по счетам: как крупный бизнес оказывается заблокирован банками
Федеральный закон от 7.08.2001 № 115-ФЗ (далее — Закон 115-ФЗ) вводит жесткие требования по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Эти требования обязаны выполнять многие организации самых разных отраслей. И круг операций, которые контролируются особым образом, также довольно широк. В зоне риска далеко не только малый бизнес, но и крупные предприятия.
Какие операции признают сомнительными
В каждом банке есть отдел по финансовому мониторингу. Задача его специалистов — отслеживать движение средств по счетам всех клиентов и выявлять сомнительные операции. К ним относятся сделки запутанного или необычного характера, а также не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Критерии сомнительности подробно описаны в положениях Центрального банка Российской Федерации (для кредитных организаций в положении от 02.03.2012 № 375-П, для некредитных — от 15.12.2014 № в 445-П).
Вот несколько операций, которые точно попадут под подозрение:
- регулярные зачисления крупных сумм на счета юридических лиц, зарегистрированных менее трех месяцев назад;
- неоднократные перечисления денег со счета юрлица на личные счета физических лиц без уплаты НДФЛ;
- авансовые платежи за рубеж;
- беспроцентные займы для физлиц;
- платежи, не соответствующие обычной деятельности юридического лица по ОКВЭД. Например, фирма покупает запчасти для машин со средним чеком 100 тыс. руб., внезапно на счет перечисляют 3 млн руб. за строительные услуги, и сумма сразу же перетекает на счета ИП или физического лица. В таком случае у службы финмониторинга есть все основания полагать, что деньги обналичивают.
Как это работает
Если операция покажется подозрительной, то сотрудник финансового мониторинга банка отправит официальный запрос клиенту и попросит предоставить необходимые документы по операции. Если клиент не выйдет на связь, то ему ограничат доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО).
Для подтверждения чистоты платежа у клиента запрашивают: