Почему Walmart устанавливает кассы самообслуживания, а IKEA — убирает
Пандемия и, как следствие, желание людей дистанцироваться заметно усилили тренд на формат self-checkout (кассы самообслуживания, КСО). Офлайн-ретейлерам приходится не только решать проблему дефицита линейного персонала, но и конкурировать с онлайном, который ассоциируется у покупателей с безопасными покупками. Чтобы добиться этого, ретейл вынужден будет внедрять технологии.
Плюсы self-checkout
Кассы самообслуживания позволяют оптимизировать затраты на персонал, повысить операционную эффективность. По мнению экспертов, один сотрудник может легко контролировать шесть-десять КСО. Именно этот аргумент побудил такие крупные торговые сети, как Walmart, активнее внедрять системы самообслуживания.
Также КСО занимают меньше места, чем обычный кассовый узел, что позволяет оптимизировать пространство магазина. С их помощью можно разгрузить кассовую зону, увеличив ее пропускную способность. Помимо прочего, кассы самообслуживания стимулируют покупателей совершать дополнительные покупки. В свое время «Макдоналдс«в ходе эксперимента выяснил: посетители тратят на покупки в среднем на 30% больше, когда не беспокоятся о том, что человек за кассовым аппаратом будет оценивать их выбор.
Главный бонус, который получают от КСО покупатели, — избавление от очередей: по данным опросов, они раздражают 60% потребителей и часто приводят к тому, что люди отказываются от покупки.
В России в числе первых с системами самообслуживания стала работать X5 Group. По словам представителей компании, кассы самообслуживания максимально упрощают покупателям процесс покупок, увеличивают пропускную способность традиционных касс в часы пик, экономят время сотрудников.
Системы self-checkout также установлены в торговых сетях «Пятерочка», Hoff, «Глобус», «Магнит», «Ашан», SPAR, «О'Keй». Ретейлеры на этом не останавливаются и тестируют формат «магазина без кассира» — полностью автоматизированные супермаркеты.
Обратная сторона self-checkout
Несмотря на преимущества установки КСО, некоторые ретейлеры видят в этом и минусы. Один из них — высокая средняя стоимость оборудования.
Кроме того, чтобы правильно организовать покупательские потоки, под кассы самообслуживания необходимо выделить отдельную, хорошо просматриваемую зону. То есть перепланировки в магазине не избежать — это тоже расходы для ретейлеров. Эти затраты окупаются в среднем за год-полтора — в зависимости от формата магазина, его размера и трафика.