Материал раздела Основной

Как превратить свои отличия в преимущества за четыре шага

Если вы взялись за план индивидуального развития, важно помнить, что есть два варианта это сделать, при этом будет не обойтись без диагностики, а за два года вы сможете прокачать максимум два своих отличия. Подробности — у Ирины Зариной (SHL)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Если говорить об идеологии индивидуального развития (Personal Development Planning, PDP), пожалуй, наиболее точным будет термин «капитализация себя». Это когда человек понимает, какие у него конкурентные отличия от других, прокачивает эти отличия, превращая их в преимущества, и знает, где именно будет их применять.

Начинать индивидуальное развитие необходимо с планирования. При этом важно понимать, что не каждая характерная черта является зоной для развития: есть вещи, которые человек не может, не умеет и не хочет делать.

Компании в рамках индивидуального развития сотрудников придерживаются двух направлений.

  1. Подготовка исполнителей. Это подход с применением модели критериев (компетенций), когда все сотрудники должны на приемлемом уровне уметь анализировать данные, планировать, общаться с людьми, взаимодействовать, убеждать, руководить и т.д. Согласно этой идеологии, план индивидуального развития строится по принципу «мне немного не хватает, и я это подкачиваю до некоторого гигиенического уровня».
  2. Игра на сильных сторонах: когда у человека есть склонность, потенциал, желание развиваться в какой-либо области, и он развивает навыки именно в этой области. Все остальное компенсируется командой или подбором задач.

Поэтому прежде всего вам нужно определиться с тем, в каком именно направлении вы будете развиваться: компенсируя недостатки или прокачивая сильные стороны. Это шаг номер ноль, после которого можно приступать непосредственно к планированию развития, состоящему из нескольких этапов.

Шаг № 1. Диагностика

Первым делом необходимо провести диагностику вашего стиля поведения на рабочем месте. Собрать информацию можно с помощью Центра оценки, проводимого в компании, регулярной обратной связи от руководителя или коллег, а также наблюдая за самим собой: как вы работаете с задачами, как работаете с людьми и как управляете собой.