Материал раздела Здоровье
Татьяна Геращенко

FOMO и FOBO: когда эти неприятные эффекты мешают нам строить карьеру

Мы все время боимся упустить что-то важное — это эффект FOMO. Рука об руку с ним идет менее известный «напарник» — эффект FOBO: мы ничего не делаем, надеясь на лучшее. Татьяна Геращенко (ACCA), — о том, чем опасны эти эффекты для карьеры
Фото: Christophe Ena / AP
Фото: Christophe Ena / AP

Это материал раздела «Здоровье» о научном подходе к личной эффективности, осознанности и ЗОЖ. Каждую неделю развенчиваем популярные мифы о человеческом организме и делимся полезными привычками известных CEO и бизнесменов. Подробнее о том, что вас ждет в разделе, читайте здесь.

Все чаще в профессиональной среде слышится термин FOMO (feeling of missing out), чувство, как будто что-то упускаешь. Что-то «важное и интересное» проходит мимо, вызывая тревогу и беспокойство. В отличие от FOMO, когда мы гоняемся за всем, с FOBO (feeling of better option) наоборот, человек фактически ничего не делает, надеясь на лучший вариант, который облегчит принятие решения. FOMO-мышление уже более-менее известно, его собрат FOBO — новое, но уже реальное явление.

Как эти страхи влияют на карьеру и можем ли мы их использовать себе в пользу?

«Не могу спокойно жить, все вокруг успешные и обеспеченные, а я за бортом. Кажется, что-то уходит прямо из-под носа, но что это, никак не могу нащупать. Поэтому работаю в режиме нон-стоп. Чувствую, практически выдохлась, но и отдохнуть не могу. Думаю, что упускаю возможности и пока я сижу смирно, другие берут мои вершины». В этом сообщении одной из участниц Telegram-чата, посвященного эфиру о восстановлении ресурсов, прослеживается связь с синдромом FOMO, но интересен другой вопрос.

Все успешные и обеспеченные?

Вроде бы все понимают, что социальные сети сделали чужую жизнь максимально открытой и в то же время далекой от полного отражения реальности. На фоне множества ярких примеров собственные результаты могут казаться менее стоящими. Однако провоцирует FOMO не только содержимое соцсетей.

Автор аббревиатур FOMO и FOBO, венчурный инвестор Патрик Макгиннис, в своей книге FOMO Sapiens пишет, что воздействие этого синдрома куда серьезнее, и оно влияет не только на жизнь миллениалов и представителей поколения Z, но и на их родителей.