Материал раздела Основной

Третий лишний: как обнаружить токсичного сотрудника в команде

Признаки зараженного токсичностью коллектива просты: команда работает хуже ожиданий, каждый сам по себе, руководителю приходится лично разрешать конфликты. Как найти деструктивного сотрудника и вернуть рабочую атмосферу, объясняет Дарья Кист («Коржов»)
Фото: Richard Harbaugh / Getty Images
Фото: Richard Harbaugh / Getty Images

Чем грозит токсичность:

  • команда не дойдет до своих целей по ряду причин, например, не сможет откровенно обсуждать свои ошибки и обмениваться опытом;
  • лучшие уйдут. Те, кто не готов жить в окружении склок и сплетен, ретируются из коллектива достаточно быстро, а «новая кровь» не задержится;
  • стресс для владельца и топ-менеджеров. Знать, что в ключевом отделе есть проблема с персоналом — это все равно что жить, сидя на водородной бомбе. Неловкое движение — и будет взрыв. Ничто не портит жизнь владельца так, как неприкрытый тыл и невозможность на кого-то положиться.

Причин, по которым команда может работать «плохо», по мнению руководителя или владельца бизнеса, может быть всего две:

  • в команде действительно есть люди/человек, которые сознательно или подсознательно вредят достижению успеха;
  • члены команды опираются на разные ценности и не понимают друг друга, следовательно, не могут договориться и быть эффективными совместно.
Рекомендуем
Опция Абонемент на интенсивы от РБК Pro
Каждый месяц вы сможете выбирать любой интенсив и проходить его в удобном для вас формате
Подключить опцию

Проблема «третьей стороны»

В свое время в нашей компании остро стоял классический конфликт «производство против розницы» (в других вариантах: «производство против продаж»). Суть этого конфликта заключается в том, что та часть компании, которая создает продукт и отвечает за него, обесценивает работу розницы (отдела продаж): «Они мало и плохо продают наш товар!» Вторая сторона, напротив, убеждена в том, что продаж было бы больше, если бы товар был лучше, или переживает за стабильность товара: «Мы, может быть, и продали этому клиенту, но сомневаемся, что производство справится».

Конечно, все ошибаются, и ошибки могут возникать где угодно. Вопрос только в том, что последует за этим. Почему в одних компаниях коллеги бегут друг к другу на помощь, а в других цинично цокают? Эта проблема появляется не сама собой, ее создает некая «третья сторона» среди ваших сотрудников. И делает она примерно следующее.