Материал раздела Основной
Давление со стороны стейкхолдеров заставляет компании делать цифровые технологии стандартом ведения бизнеса. Клиенты ждут новых цифровых продуктов и услуг, цифровые аборигены ищут творческую атмосферу и гибкий график работы, а партнеры в глобальной цепочке поставок ожидают безукоризненных цифровых транзакций. Кроме того, цифровизация необходима, чтобы повысить адаптивность организации к изменениям на рынке, подготовиться к появлению подрывных технологий, усовершенствовать системы управления рисками и создавать стоимость для внутренних и внешних заинтересованных сторон.
Цифровизация обычно проходит в три этапа.
1. Освоение цифровых технологий
Небольшой круг руководителей оценивает потенциальные программы и запускает пилотные проекты, чтобы доказать их ценность. Эти проекты локализованы в конкретных бизнес-единицах и в основном заключаются в применении отдельных технологий. Создаются agile-команды в ИТ. Они начинают формирование цифровых компетенций. На этом этапе успешные результаты воодушевляют и задают импульс перемен.
2. Профессиональное владение цифровыми технологиями
Задача этого этапа — масштабировать пилотные проекты в рабочие решения.
Программы цифровизации формируют главным образом технологические департаменты. Зачастую их мотивацией служат новые технологические возможности и качественные данные, обеспечивающие agile-разработку. При этом задачи конкретных инициатив не всегда соответствуют потребностям бизнес-единиц.
Инициативы реализуются силами бизнес-единиц, но бюджет и объем работ утверждаются централизованно. Это обеспечивает согласованность подхода в рамках организации. Взаимодействие человека и технологий в создании новых решений обычно ограничено конкретным, зачастую функциональным, направлением.
Формируются межфункциональные команды бизнес + ИТ. Некоторые из цифровых пилотных проектов масштабируются и становятся операционными решениями. Появляются первые успешные проекты, например, в аналитике данных и ИИ.
3. Cтановление бионической компании