РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Почему ваши исследования и разработки не приносят компании никакой пользы

Менеджмент Инструкции McKinsey
Ваш департамент исследований и разработок представляет мелкие улучшения вместо прорывных инноваций, возится с одним проектом годами и объясняет свои неудачи экспериментированием? Значит, он безнадежно отстал от времени. McKinsey — о том, как это исправить

Общемировые объемы инвестиций в области исследований и разработок (R&D) поистине ошеломляют. Только в 2019 году организации по всему миру потратили на эти цели $2,3 трлн, что эквивалентно приблизительно 2% мирового ВВП. Примерно половина этих средств — инвестиции отраслевых предприятий, остальное выделили правительства и научно-образовательные учреждения. Следует отметить, что в последнее десятилетие объемы инвестиций в R&D ежегодно росли примерно на 4% в год.

Особое внимание привлекает фармацевтическая отрасль, которая отличается высоким уровнем расходов на исследования и разработки в процентном отношении к объемам выручки. Впрочем, сравнив отраслевые показатели прибыли, можно прийти к выводу, что существует целый ряд секторов — от высоких технологий до автомобилестроения и потребительских товаров, где в инновационные исследования реинвестируется более 20% прибыли до вычета процентов, налогов и начисления износа и амортизации (EBITDA).

Что же организации ожидают получить взамен? По сути, они надеются, что инвестиции в сфере исследований позволят создать важнейшие технологии, на основе которых можно будет разрабатывать новые продукты, услуги и бизнес-модели. Но чтобы исследования и разработки приносили реальную пользу, организация должна отвести им одну из главных ролей в своей миссии. Исследования и разработки должны содействовать не только реализации, но и формированию корпоративной стратегии, чтобы с их помощью можно было создавать дифференцированные предложения для приоритетных рынков компании и определять перспективные пути репозиционирования бизнеса за счет новых платформ и прорывных достижений.

Однако стратегии многих компаний в области исследований и разработок не отличаются степенью ясности, адаптивности и убедительности, необходимой для достижения корпоративных целей. Вместо того чтобы стать двигателем инноваций, исследования и разработки в таких компаниях оказываются изолированными от корпоративных приоритетов, ведутся в отрыве от изменений, происходящих на рынке, и не успевают за темпами развития бизнеса.

Существует определенная разница между показателями эффективности тех организаций, где успешно внедряют инновации, и тех, где это не получается; причем этот разрыв только растет. Компаниям, желающим закрепиться в лидерах, необходима надежная стратегия исследований и разработок, которая позволит извлекать максимальную выгоду из инвестиций в инновационную деятельность. Первый шаг на пути к ней — осознание основных проблем, мешающих успешной деятельности в сфере исследований и разработок. Таких проблем четыре: