Сложнее, но выгоднее: как логистический рынок смог заработать на пандемии
1. Повышение цен на перевозки на фоне пандемии COVID-19 и других факторов
На фоне пандемии многие компании сократили производственные мощности. Уменьшилась потребительская активность в связи с закрытием торговых точек. Сократилось число работников в портах, на таможенных складах. Это привело к увеличению сроков обработки грузов на разных этапах.
Таким образом, весной 2020 года грузопоток резко упал. Только в России к началу мая 2020 года убытки транспортного сектора превысили 230 млрд руб. Члены Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков отмечали сокращение спроса на услуги перевозчиков до 70%.
В 2020 году мы также столкнулись с таким явлением, как контейнерный кризис. Китай раньше всех восстановил производственные мощности после локдауна. В итоге сложилась ситуация, когда грузы отправлялись в ЕС или Америку, однако обратно в Китай направить было нечего. В портах США и Евросоюза скопилось огромное количество пустых контейнеров, в то время как в Китае — а именно он сегодня лидер по поставке грузов — ощущался дефицит. Сейчас ситуация стабилизировалась, сложности периодически возникают, но уже локально. В настоящее время проблемной точкой остается порт Ксамен. На ценообразование перевозок повлиял и резкий скачок курса доллара и евро, который случился в начале 2020 года: для клиентов, чей бюджет рассчитывается в рублях, цены выросли пропорционально курсу.
Еще одним толчком к росту цен стала возникшая в 2020 году неопределенность: чего ждать от курсов валют, от пандемии, от политических событий и решений правительств различных стран. В результате резко увеличились ставки фрахта и при морских, и при железнодорожных перевозках. Перевозчики старались компенсировать свои затраты за счет роста цен.
С конца 2020 года ситуация с объемом грузоперевозок начала улучшаться. В итоге за счет существенного повышения цен на услуги перевозчиков они смогли выйти из него без потерь, а первый квартал 2021 года показал существенный рост выручки в сегменте морских и портовых услуг. Например, чистая прибыль морского перевозчика A.P. Moller-Maersk в первом квартале текущего года увеличилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.