Принципы классического маркетплейса
Маркетплейсы могут развиваться по разным моделям. Большинство из них агрегированы. Классический маркетплейс состоит из девяти аспектов. Первое — отсутствие собственных товаров. Amazon, в отличие от Alibaba и AliExpress, предоставляет часть своих покупок. На практике это оправдано тем, что компании могут сочетать интегрированные бизнес-модели. Чтобы понять, что представляет собой маркетплейс в теории, лучше рассматривать классический вариант. Второй аспект — товары находятся на складе мерчанта. У маркетплейса нет собственного места хранения. Вместо этого он отвечает за логистику. Еще один признак — бизнес-модель предполагает, что юридически маркетплейс не может напрямую управлять ценой. Но он имеет право рекомендовать стоимость, блокировать товары, не соответствующие предложенным условиям. Важная особенность маркетплейса — API-интегрированность (Application Programming Interface, программа для обмена данными) со складами мерчантов. Это позволяет обмениваться товарными остатками и ценами в онлайн-режиме. Пятый аспект маркетплейса — заказ поступает к продавцу через MAS (Merchant Administration System, система для автоматизации работы с поставщиками). Выстраивается цепочка: клиент оформляет заказ, маркетплейс обрабатывает его и отправляет мерчанту в личный кабинет. Шестой аспект — продавец собирает, упаковывает заказ и передает его в службу доставки. Она может быть как частью маркетплейса, так и сторонней компанией. Седьмой аспект — доставка осуществляется методами «сплит» (товары разных производителей доставляются частями) или «конс» (товары собираются в единый посылку). Восьмой — отплата заказа поступает маркетплейсу, он отправляет деньги мерчанту после подтверждения получения заказа и вычета комиссии. Последний аспект — технология ведения бизнеса онлайн: MAS, веб-витрина, миллионные клиентские базы, инфраструктура e-commerce.