Есть ли жизнь после exit: как извлечь максимум из продажи стартапа
Согласно данным отчета Global VC Report, подготовленного совместно CV VC и PwC, в 2020 году было заключено более 1,5 тыc. сделок по покупке стартапов общей суммой $149 млрд. Основная ее доля — $104 млрд — пришлась на проекты, проданные более чем за $1 млрд; это абсолютный рекорд на венчурном рынке.
Сделки слияния и поглощения (M&A-сделки) все чаще сравнимы по объему с оценками компаний на IPO. Так, группа компаний Koch Industries в апреле 2020 года закрыла сделку по покупке разработчика облачных решений Infor, сумма составила $13 млрд. Это вполне сопоставимо с оценкой платформы электронной коммерции Wish ($14 млрд) при выходе ее на IPO в прошлом декабре. Infor останется независимым бизнес-подразделением. Что заставляет основателей стартапов продавать свой бизнес?
Продажа бизнеса, особенно если он начал набирать обороты, — всегда непростое решение для фаундеров. Однако оно верно, если:
- позволит быстрее конкурентов запустить сервис или технологию на новых рынках;
- сооснователи не склонны делать именно этот бизнес делом своей жизни;
- сделка позволит спасти стартап от поражения в борьбе с конкурентами.
В конце прошлого года компания Salesforce объявила о покупке корпоративного мессенджера Slack за $27,7 млрд. До этого Slack, хотя и недолго, был независимой публичной компанией. Одна из главных причин, почему акционеры продали его, — конкуренция со стороны Microsoft Teams. Ресурсы молодой компании были несопоставимы с ресурсами технологического гиганта. При любом раскладе, чтобы продать стартап максимально выгодно, фаундерам и инвесторам надо продумать ряд моментов.