Три модели клиентской лояльности и как они влияют на продажи
Лояльность к бренду — измерение, имеющее качественные и количественные характеристики, которое является результатом устойчивого поведения посредством осуществления покупок в течение определенного времени. Все эти параметры учитываются компанией для включения покупателей в программу лояльности. Однако в настоящее время большинство сетей ассоциируют лояльность с повторной покупкой.
Рассмотрим три модели отношения клиента к компании/бренду, предложенные в работе Customer loyalty and customer loyalty programs для анализа и изучения потенциала программ лояльности со стороны спроса.
-
Ситуационная модель лояльности. При преобладании данной модели лояльность выражена слабо и выступает как поведение, которое зависит от привычек, ситуации и обстоятельств совершения покупки. Потребитель может переключиться на продукцию нескольких брендов из-за желания разнообразия.
-
Модель лояльности в отношениях. Эта модель предполагает особое отношение и доверие к компании/бренду, существенное влияние авторитетных людей и окружения. Лояльность в рамках этой модели сильно выражена.
-
Модель лояльности поведения. Характерной чертой этой модели является то, что потребитель имеет удовлетворительный опыт покупок продукции бренда и его конкурентов, проявляет раздельную лояльность к нескольким брендам, у него имеются шаблоны выбора и поведения.
Таким образом, мы видим три компонента лояльности: поведенческий, эмоциональный и рациональный. Часто встречаются комбинированные модели.
Поведенческая модель лояльности опирается на привычное поведение покупателя. Если любимого им продукта не будет в определенном магазине, то он может искать его в другой ближайшей торговой точке или выбрать другой товар.