РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Нужны «шорты»: почему фондовому рынку необходимы короткие продажи

Инвестиции Статьи Bloomberg
Хотя «шортисты», то есть те, кто ставит на падение акций, часто пользуются дурной славой, они не всегда играют лишь роль спекулянтов. Порой они даже надевают костюмы супергероев, помогая рынку сбалансировать стоимость акций
Фото: Andrew Kelly / Reuters
Фото: Andrew Kelly / Reuters

«Торговля в шорт», или ставка на то, что цена приобретенной акции упадет — это какой-то особый способ пощекотать нервы, которому нет аналогов ни в финансовой, ни в какой-либо другой среде.

Мотивация купить понравившуюся акцию не слишком сильно отличается от желания потребителя приобрести какой-либо продукт, который привлек его внимание в магазине. Но все же если человек идет по супермаркету и видит товар, от которого у него сводит желудок (к примеру, чипсы со вкусом говяжьей печени), он не станет кричать на весь магазин о том, насколько ужасен этот продукт. Он просто подумает про себя: «Кто вообще это ест? ..» и продолжит блуждать по магазину, стараясь держаться от этой ужасной безвкусицы как можно дальше.

Как ни странно, фондовый рынок иногда работает по другим правилам. Вместо того, чтобы отбраковывать бесперспективные компании или акции с завышенными ценами так, чтобы они даже не попадались на глаза, можно, наоборот, их выслеживать и пытаться извлечь выгоду из их падения. Короткие продажи не являются чем-то инновационным — они существовали еще во времена Наполеона, который, кстати, благополучно их запретил. Однако сегодня эта практика стала неотъемлемой частью финансового мира. Хедж-фонды не могут хеджировать без какой-либо формы «шорта»; это своего рода гарантия того, что что-то в портфеле приносит прибыль, даже если рынок падает.