Ты — мне, я — тебе: чем компании важен обмен знаниями между сотрудниками
В эпоху неопределенности для бизнеса особенно ценны Q-знания, которые появляются, когда люди находят решение актуальных задач, рефлексируют, анализируют чужой и собственный опыт, задают вопросы, обмениваются информацией.
Q-знания — это результат подхода «вопрос — ответ». При этом сотрудник сам ставит себе вопрос, сам же ищет на него ответ, т.е. создает новое знание, а не ищет готовый вариант решения. Q-обучение можно обозначить как неформальное.
Для эффективного обучения требуется рефлексия, способность и готовность давать и принимать обратную связь, слышать друг друга и менять свою точку зрения. Сотрудникам выгодно обмениваться информацией и продуцировать Q-знания, поскольку именно таким образом происходит и личное, и профессиональное развитие.
Цели обмена знаниями
Времена, когда можно было окончить вуз и всю жизнь работать по одной специальности, уже прошли. Сегодня мир меняется очень быстро, профессии трансформируются, стираются границы между предметными областями, поэтому необходимо постоянно актуализировать знания.
Мы живем в эпоху интернета, когда доступ к информации открыт для любого пользователя. Сегодня доступ к нужным сведениям можно получить из любой точки мира, но первостепенны не сведения сами по себе, а умение правильно их использовать. На передний план выходит умение переосмысливать информацию, превращать ее в инструмент для решения конкретных задач.
Так возникает необходимость в обмене знаниями, о которой говорил Реджинальд Реванс — основоположник методологии обучения действием. Он ввел деление на P-знания — «программируемые» знания, которые мы получаем в школе, институте, на семинарах, из книг, из интернета и т.д., и Q-знания, которые мы производим здесь и сейчас, когда собираемся вместе и задаем вопросы.