РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Вовсе не «бредовая»: какие сотрудники считают свою работу бесполезной

HR Менеджмент Статьи The Economist
Антрополог Дэвид Гребер утверждал, что офисные сотрудники чаще становятся жертвами «бредовой работы»: не видят смысла в том, что делают, и трудятся ради зарплаты. Однако новые исследования ставят под сомнение этот тезис
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Пожалуй, практически каждый хоть раз задумывался о бессмысленности своей работы. Антрополог Дэвид Гребер пытался понять, почему это происходит. В своей книге, опубликованной в 2018 году, он утверждал, что в таких секторах, как финансовые услуги, появляется все больше «бредовых работ». Специалисты, с одной стороны, нуждаются в них, так как им надо выплатить свои студенческие кредиты. С другой стороны, работа вгоняет их в депрессию. По данным сервиса Google Scholar, его эссе было процитировано более 800 раз в научных публикациях, нередко оно упоминается и в СМИ.

Впрочем, в книге много общего с исследованиями историка и публициста Сирила Норткота Паркинсона. Он доказывал, что бюрократия имеет свойство обрастать все новыми процедурами и в итоге начинает работать сама на себя. Магдалена Соффиа и Брендан Берчелл из Кембриджского университета и Алекс Вуд из Университета Бирмингема проанализировали тезисы, выдвинутые Гребером, и обнаружили, что они часто противоречат статистике. Результаты они представили в книге Alienation Is Not Bullshit: An Empirical Critique of Graeber’s Theory of BS Jobs (англ. «Отчуждение — это не «бред»: эмпирическое опровержение теории «бредовой работы» Дэвида Гребера).