Материал раздела Основной

Как QIWI внедряла роботов в подготовку бюджетов

Как RPA-технологии сократили сроки подготовки бюджетов и сэкономили время финансистов QIWI, которое они тратят на проверку данных, предоставленных коллегами из смежных отделов, — рассказал сервису «Актион Финансы» Валентин Черепащук (QIWI)

В 2019 году в QIWI стартовала полномасштабная роботизация бизнес-процессов. Начали с автоматизации документооборота. В текущий момент используются роботы в 125 бизнес-процессах.

Отдельных сроков и бюджетов на внедрение RPA-технологий именно для автоматизации финансовой функции выделено не было. 

Сначала решили испытать роботов на процессах бюджетирования: выбрали типы затрат, подготовка бюджетов по которым отнимала значительную часть времени сотрудников финансовой службы.

Бюджеты общехозяйственных затрат

Сроки проекта. Робота разработали за полтора месяца.

Какой эффект получили. Экономия времени финансистов составила 12 человеко-часов на подготовку каждой новой версии бюджета. Ежеквартально количество таких итераций в компании может доходить до 15.

Ключевые отличия RPA-технологий

1. Универсальность.

2. Low-code подход в разработке ПО.

3. Взаимодействие с ПО через пользовательский интерфейс.

4. Не нужно дорабатывать ИT-системы и менять процессы.

5. Для интеграции роботов в информационные системы не нужно привлекать разработчиков.

Как готовили прогнозы по статье раньше. Подразделения, ответственные за каждый центр финансовой ответственности (ЦФО) на местах, самостоятельно заносили данные в систему бюджетирования. Изначально в компании считали этот способ оптимальным, так как финансисты не участвовали в первичном разнесении данных. Но со временем столкнулись с негативными последствиями работы по такому сценарию. Бюджетные формы были достаточно сложными и содержали большое количество специальной финансовой информации, особенности работы с которой исполнители на местах постоянно забывали.