РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как избежать ошибок при защите репутации — пять советов юриста

Право Инструкции Корпоративный юрист
Против компании объявили информационную войну. Первая мысль — обратиться в суд и наказать обидчика. Не торопитесь, это может еще сильнее усложнить ситуацию, считает юрист Анастасия Тараданкина и дает несколько советов, как действовать в таком случае
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В любой момент компания может оказаться в черном списке из-за информации, которую о ней распространяют недоброжелатели. Это могут быть обиженные контрагенты, конкуренты и СМИ, падкие на сенсации. В такой ситуации компания и ее руководство становятся объектом повышенного внимания. Это значит, что каждый шаг должен быть выверен, иначе есть риск еще больше усугубить ситуацию. Чтобы окончательно не испортить имидж, придерживайтесь советов.

Совет № 1. Не торопитесь подавать иск

Если обратитесь в суд в самом начале репутационного конфликта, то есть риск, что о конфликте быстро узнает широкая общественность. Этому способствуют СМИ, которые отслеживают споры о защите деловой репутации и придают их широкой огласке. Компания испытает на себе «эффект Барбры Стрейзанд». Эффект назван в честь известной певицы. Стрейзанд в 2003 году обратилась в суд с требованием взыскать с фотографа Кеннета Адельмана и сайта Pictopia.com $50 млн. Певица считала, что они незаконно разместили фотографии ее дома в публичном доступе. Иск стал катализатором. До обращения пользователи скачали фото всего несколько раз. Когда же дело дошло до суда, фотографии перепечатали СМИ по всему миру.

Иск подавайте тогда, когда недостоверные сведения о компании уже дошли до широкой общественности. Потребуйте признать информацию не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию. Требуйте, чтобы суд обязал распространителей опровергнуть сведения (п. 1 ст. 152 ГК). Обычно в этой ситуации истец просит разместить текст судебного решения там же, где и недостоверный материал. Если информацию распространяли через СМИ, пострадавший вправе опубликовать там же свой ответ на нее (п. 2 ст. 152 ГК). Положительное судебное решение позволит быстро убрать негативную информацию из публичных источников.

Суд обяжет распространителя: