Материал раздела Основной

Курс на грандиозные достижения: разбираем шесть методик целеполагания

Существует несколько систем целеполагания для сотрудников. Часть из них связана с денежной мотивацией, другие сконцентрированы на развитии компетенций человека. Ксения Потемкина («TalentTech.Цели») — о том, как среди шести основных методов выбрать свой
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Все существующие системы целеполагания прошли путь от Management by Objectives (MBO), которая возникла в 1954 году, до Spotify Rhythm, внедренной в 2011-м. Изначально в фокусе был результат, а цели — максимально жесткие и амбициозные. К примеру, сотрудник должен ударить лопатой о землю десять раз и затем получить определенную сумму, а если не справится, я его уволю. Со временем появились методы, которые смягчили и преобразовали подобный подход.

  • MBO, или Управление по целям. Метод фокусируется на финансовом результате, например, на росте прибыли или оборота, а работа сотрудников оценивается в соответствии с ключевыми показателями эффективности (KPI). Встречается в компаниях с директивным стилем управления, где руководство ставит долгосрочные цели и спускает сверху вниз.
  • Hoshin Kanri. Метод призван установить направление деятельности предприятия, цели и применяемые для их достижения инструменты. При Hoshin Kanri важно, чтобы руководители и сотрудники были вовлечены в выработку общего видения дальнейшего развития компании. Все должны разделять поставленные цели. Однако метод не заменяет MBO и может быть лишь надстройкой, фокусирующей на изменениях.
  • Performance Management (PM), или Управление результативностью. В отличие от MBO акцентирует внимание не только на результатах, но и на компетенциях сотрудника. К нему прибегают компании, заинтересованные в повышении эффективности, развитии профессиональных навыков команды и привязке системы мотивации к результатам сотрудников.
  • Balanced Scorecard (BSC). Сбалансированная система показателей, которая рассматривает бизнес с точки зрения четырех аспектов деятельности: традиционные финансовые показатели, успешность работы с клиентами, обучение и развитие персонала, оптимизация бизнес-процессов. Менеджеры компании отслеживают выполнение задач сотрудниками, сравнивают статистические показатели. Минусы подобной методики — отсутствие анализов рисков и недостаточное внимание внешним факторам.