Материал раздела Основной

Сотрудник попал в долговую яму: как компания может ему помочь

Долговая нагрузка россиян растет, а их уровень финансовой грамотности оставляет желать лучшего. Сотрудники, погрязшие в долгах, имеют низкую вовлеченность в работу. Сергей Макаров (сервис «Финансовое здоровье») — о том, как работодателям помочь им
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

С начала пандемии долговая нагрузка россиян по всем видам кредитов и займов увеличилась с 10,9 до 11,7% и к январю 2021 года, по данным Банка России, побила исторический максимум. Участились случаи кибермошенничества, звонки «из банков» и призывы выгодно инвестировать. Аналитики компании BrandMonitor на основании данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) подсчитали, что ущерб от действий мошенников за 2020 год составил около 150 млрд руб. В среднем жертва отдает мошеннику от 27 тыс. до 50 тыс. руб., то есть примерно свой средний ежемесячный доход. Тем временем индекс финансовой грамотности россиян остается средним — 12,27 балла из 21 возможного, примерно «на тройку с плюсом».

Что работодателю делать с сотрудником-должником

У работодателя есть три пути взаимодействия с сотрудником, который попал в сложную финансовую ситуацию.

  1. Уволить. Согласно ст. 77 ТК РФ, компания может сделать это только в определенных случаях, прописанных в Трудовом кодексе. Кроме того, поиск и адаптация нового сотрудника означают дополнительные расходы. Размещение вакансии на HeadHunter и ежемесячный доступ к базе резюме может стоить от 10 тыс. до 800 тыс. руб. в зависимости от масштаба компании, сложности поиска, и времени, которое потребуется, чтобы закрыть вакансию.
  2. Помочь неформально, например снизить официальные выплаты до минимума, а остальное платить «в конверте». Это может обернуться проблемами с налоговой. Если инспекторы проверят сотрудников с зарплатой ниже рыночной, то доначислят налоги и страховые взносы, на которых работодатель пытался сэкономить. При этом сотрудника могут посчитать соучастником по ст. 198 УК РФ, и ему нужно будет доказать в суде, что невиновен.
  3. Помочь официально — материально или через консультации. Кроме того, сделать так, чтобы остальные коллеги не попадали в подобные ситуации. Это на руку работодателю. По данным исследования НАФИ в мае 2020 года, финансовые проблемы сотрудников ― с мошенниками, кредитами и не только ― напрямую влияют на продуктивность и эффективность всей компании. У 22% работников с финансовыми сложностями снижается общая мотивация, у 17% ― производительность, у 16% ― концентрация при выполнении рабочих задач. Забота о финансовом здоровье сотрудников помогает сделать их более лояльными к компании и руководителю.

Как позаботиться о сотрудниках

1. Базовое обучение основам финансовой грамотности