РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как «ненавистные» фармацевты смогли вернуть себе репутацию

Менеджмент Статьи The Economist
В 2019 году американцы признали фармацевтику самой ненавистной отраслью, а инвесторы скептически оценивали ее перспективы. Пандемия изменила ход событий: у фармы появился шанс не только вернуть репутацию, но и полностью поменять «правила игры» в индустрии
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

«Невозможное может не раз стать возможным», — размышляет глава Pfizer Альберт Бурла. Очевидно, он имел в виду вакцину против COVID-19, которую компания совместно с немецкой BioNTech разработала в кратчайшие сроки. Высказывание также вполне точно характеризует динамику развития фармацевтической индустрии в целом.

До пандемии отрасль переживала тяжелые времена. Ее игроков критиковали за упор на маркетинг и недостаточное внимание к разработкам, за создание многочисленных дженериков и эквивалентов уже существующих лекарств вместо инновационных медикаментов, а также за раздувание цен. В 2019 году агентство Gallup провело исследование, в ходе которого попросило американцев составить рейтинг из двух десятков отраслей, от лучшей к худшей. Фарма оказалась самой ненавистной отраслью в стране. В том же году главы фармацевтических компаний предстали перед конгрессом США — им пришлось отчитываться за рост цен на лекарства. Кроме того, научно-исследовательская деятельность корпораций не приносила ожидаемых финансовых результатов.