Как разработать стандарты работы торгового персонала — четыре шага
![](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/Wx64/media/img/9/28/756105251807289.jpg)
![Фото: Shutterstock](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/06/756197139805061.jpg)
Стандарты работы — это общие для всех и для любого случая принципы и правила поведения сотрудников, закрепленные в общем своде документов. В современных компаниях стандарты работы уже не включаются в должностные инструкции. Гораздо эффективнее закрепить их в приложении, так как стандарты компании (в идеале) постоянно пересматриваются, в отличие от нормативных документов.
Задача стандартов — зафиксировать именно тот тип, способ работы, который компания считает эффективным на настоящий момент времени, а также сделать его единым для всех сотрудников и клиентов.
Разработка стандартов может начинаться практически с любого блока работы, постепенно переходя на смежные или более важные участки.
Первый этап: исследование
Прежде чем приступать к написанию каких-либо стандартов, необходимо провести трехстороннее исследование.
1. Потребности и ожидания клиентов — это ответ на вопрос, чего не может не быть в вашем стандарте, то есть минимальные необходимые требования к торговому персоналу. Для их анализа можно провести социологическое или маркетинговое исследование. Для большого количества направлений такие исследования уже проведены и тренды постоянно отслеживаются. Исследование позволит выявить специфику покупателей конкретно вашей компании, их ожидания.