Материал раздела Основной

Какие факторы говорят о скорой гибели бизнес-экосистемы

Исследования показали, что только 15% экосистем в бизнесе остаются устойчивыми в долгосрочной перспективе. BCG изучила опыт Google, Etsy и Amazon и выделила факторы риска, которые могут свидетельствовать о скорой гибели бизнеса
Фото: Brendan McDermid / Reuters
Фото: Brendan McDermid / Reuters

Компании, которые присоединяются к успешным бизнес-экосистемам (динамичным группам преимущественно независимых экономических игроков, которые работают вместе для создания и предоставления клиентам эффективных решений) или создают их, могут получить огромную выгоду. На этапе стартапа экосистемы способны обеспечить быстрый доступ к внешним резервам, которые в рамках одной компании создавать дорого и трудно. После запуска экосистемы способны быстро масштабироваться, поскольку их модульная структура позволяет легко добавлять партнеров. Кроме того, экосистемы очень гибки и устойчивы — эта модель обеспечивает многообразие, а также высокую способность к эволюции.

Но есть в бизнес-экосистемах и один скрытый минус: прошлые исследования показали, что лишь менее 15% из них остаются устойчивыми в долгосрочной перспективе.

Неуспешность экосистемы предопределяется еще на ранней стадии развития. Согласно новому исследованию более 100 «непреуспевших» экосистем, просчеты в стратегическом планировании стали причиной провала в шести из семи случаев. Также выяснилось, что на выявление таких просчетов могут уйти годы с учетом факторов затраченного времени, усилий и вложенных средств.

В качестве примера можно привести Google, которая безуспешно пыталась создать свои социальные сети. Компания потратила восемь лет на развитие Google+, вплоть до закрытия подразделения в 2019-м. Одной из причин провала Google+ стала ее асимметричная модель подписчиков, аналогичная модели Twitter, в которой пользователи могут в одностороннем порядке подписываться на других пользователей. Это вызвало быстрый первоначальный рост, но не привело к построению отношений, которые могли бы способствовать более активной вовлеченности в работу платформы.

Причиной провала Orkut (другой социальной сети Google) стала несвойственная открытость, которая позволяла пользователям видеть, когда их профиль просматривают другие участники. Выяснилось, что люди не оценили отсутствие конфиденциальности, и в 2014 году, через десять лет после запуска, сеть прекратила свое существование.