Материал раздела Основной
«Если вы заставляете сотрудников чувствовать себя виноватыми, они, конечно, могут обижаться на вас, но работать, скорее всего, будут эффективно» — так профессор организационного поведения Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Френсис Флинн оправдывает виктимную культуру, процветающую во множестве компаний. Измерив с помощью тестов чувство вины у 150 работников компании из списка Fortune 500, профессор обнаружил: сотрудники, которые часто переживают, что делают слишком мало или обделены талантами, обычно эффективнее своих коллег — более трудолюбивы и сильнее привержены работодателю. «Чувствуете себя виноватым? Возможно, это хорошо!» — подбадривает Ребекка Шомберг, доцент Уортонской школы Пенсильванского университета.
Флинн, Шомберг и их коллеги «задокументировали удивительную силу мотивирующего фактора — чувства вины, которое люди испытывают, когда не оправдывают чьих-то ожиданий». В частности, сотрудники, которым свойственно чувство вины, склонны всецело отдаваться работе, даже если она им очень не нравится. Ученые делают оговорку, что всего лишь исследуют «вечно виноватых», ни в коем случае не призывая «создавать их с нуля». Эту практическую задачу берут на себя менеджеры, реализуя на практике сомнительную народную мудрость «нет более полезной вещи в хозяйстве, чем виноватый муж». Но так ли уж эффективно управление с помощью чувства вины?