РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Новое лицо ретейла: тенденции розничной торговли в эпоху пандемии

Маркетинг Исследования Ipsos
Приметой мира ретейла стал взрывной рост экспериментов. Компании ищут новые каналы продаж и доставки. Например, в «Пятерочке» можно получить заказ AliExpress, «Лента» тестирует оплату по слепку лица. Как меняются форматы магазинов в РФ — в обзоре Ipsos
Фото: Patrick T. Fallon / Bloomberg
Фото: Patrick T. Fallon / Bloomberg

Онлайн-бум

Сейчас, после окончания первой и в разгаре второй волны пандемии, задача поиска баланса офлайн- и онлайн-каналов остается ключевой для ретейла. Омниканальность с возможностью быстрого изменения пропорций каналов стала жизненно необходимой. Выход X5 Retail Group в лидеры в сегменте онлайн-торговли продуктами (e-grocery) иллюстрирует потенциал традиционных игроков в онлайн-канале и востребованность формата магазинов «у дома» в новых условиях. Гипермаркеты, напротив, пострадали сильнее всего. Например, «Ашан» сообщил, что гипермаркеты сети будут сокращать свои площади и менять ассортиментную политику. Он также планирует запуск небольших магазинов формата drive-in для обслуживания покупателей на автомобилях.

С другой стороны, онлайн-ретейлеры предпринимают шаги в сторону офлайна и расширяют количество пунктов выдачи заказов с возможностью примерки. Офлайн-розница также поддерживается ростом сегмента «жестких дискаунтеров», которые увеличивают оборот и средний чек на фоне падения доходов населения. Fix Price сообщила о росте сопоставимого оборота на 20% и открытии 450 новых магазинов в 2020 году. «Пятерочка» открывает сеть жестких дискаунтеров «Чижик».

Основной приметой нового «мультиканального» мира служит взрывной рост коллабораций игроков рынка для поиска новых каналов продажи или доставки. Например, «Утконос» пробовал формат доставки «в багажник» через сеть АЗС, а на кассе «Пятерочки» можно получить заказ с AliExpress.