Собственная служба комплаенс в компании: зачем нужна и как организовать
Однажды крупная российская госкорпорация купила специальный подъемный кран-балку, которая должна поднимать и переносить тяжести. Откуда кому знать, сколько такой агрегат должен стоить? Внутренний контроль, аудит, безопасники — всех все устроило. Документы нормально оформлены — ну и ладно. И только комплаенс-специалист задался вопросом: «А была ли альтернатива у этой покупки?» И неожиданно обнаружил, что точно такой же кран можно было купить в пять раз дешевле. Просто нужно было договариваться напрямую с производителем, а не с компанией-посредником.
Еще один пример. Под Подольском груженый щебнем «КамАЗ» врезался в рейсовый автобус. После сильного удара автобус засыпало щебнем, были жертвы. Региональные власти распорядились провести дополнительную проверку всего автобусного парка региона. Инспекция по труду начала проверять водителей, добралась и до Москвы. Наобум пришли в крупную страховую компанию, у которой в автопарке было 16 легковых автомобилей, а вот специалиста по комплаенс — не было. Фирму оштрафовали на 16 млн. руб. Постановлений была целая коробка, каждое — на 20–50 тыс. руб., в совокупности — по миллиону с каждой машины. За что штрафы? За то, что корпоративные водители не проходили вовремя медицинское освидетельствование, не оформляли путевые листы и т.п. За всем этим банально некому было постоянно следить. Руководитель был с утра до ночи загружен своими делами, ему было не до путевых листов, а все остальные считали, что это не их зона ответственности. Будь у этой компании комплаенс, он вовремя обратил бы внимание руководства на то, что за такую небрежность можно в любой момент получить немаленький штраф. После этого эпизода специалиста по комплаенс наняли.