Большая ошибка бизнеса — относиться к комплаенсу формально, создавать его «для галочки». Владимир Балакин, адвокат, президент Национальной ассоциации комплаенс, рассказал, как такая служба может помочь сэкономить на штрафах или вовсе предотвратить их
Однажды крупная российская госкорпорация купила специальный подъемный кран-балку, которая должна поднимать и переносить тяжести. Откуда кому знать, сколько такой агрегат должен стоить? Внутренний контроль, аудит, безопасники — всех все устроило. Документы нормально оформлены — ну и ладно. И только комплаенс-специалист задался вопросом: «А была ли альтернатива у этой покупки?» И неожиданно обнаружил, что точно такой же кран можно было купить в пять раз дешевле. Просто нужно было договариваться напрямую с производителем, а не с компанией-посредником.
Еще один пример. Под Подольском груженый щебнем «КамАЗ» врезался в рейсовый автобус. После сильного удара автобус засыпало щебнем, были жертвы. Региональные власти распорядились провести дополнительную проверку всего автобусного парка региона. Инспекция по труду начала проверять водителей, добралась и до Москвы. Наобум пришли в крупную страховую компанию, у которой в автопарке было 16 легковых автомобилей, а вот специалиста по комплаенс — не было. Фирму оштрафовали на 16 млн. руб. Постановлений была целая коробка, каждое — на 20–50 тыс. руб., в совокупности — по миллиону с каждой машины. За что штрафы? За то, что корпоративные водители не проходили вовремя медицинское освидетельствование, не оформляли путевые листы и т.п. За всем этим банально некому было постоянно следить. Руководитель был с утра до ночи загружен своими делами, ему было не до путевых листов, а все остальные считали, что это не их зона ответственности. Будь у этой компании комплаенс, он вовремя обратил бы внимание руководства на то, что за такую небрежность можно в любой момент получить немаленький штраф. После этого эпизода специалиста по комплаенс наняли.