Материал раздела Основной

Формат из дотиктоковой эпохи: как сегодня выживают «магазины на диване»

Кажется, «магазин на диване» со всем причудливым многообразием ассортимента изжил себя и был вытеснен с арены торговли онлайн-площадками. Но это не так. Мария Островская, CEO Shopping Live — о том, как ТВ-шопинг вписался в новые тренды
Фото: Josh Kahen / Unsplash
Фото: Josh Kahen / Unsplash

Бизнес телемагазинов растет и развивается по всему миру — и на Востоке, и на Западе. Выручка телемагазинов по итогам 2020 года составила $283,64 млрд. Аналитики компании Mordor Intelligence прогнозируют, что этот показатель будет расти в среднем на 5,6% в год и к 2026 году достигнет $393,52 млрд. Рост телешопинга будут стимулировать три фактора: дальнейшее распространение телевидения, изменение предпочтений потребителей и переход от традиционных способов совершения покупок к более инновационным.

Телемагазин — это, с одной стороны, телеканал, а с другой, своеобразный «видеокаталог». Представление товаров здесь дополняется распаковками, обучающими вставками и разговорами с экспертами.

Телемагазин отличается от телеканала тем, что открыто продает товары, попутно развлекая аудиторию, а от онлайн-магазина — тем, что его покупатели не имеют сформулированного запроса. В телемагазине можно говорить только об импульсном спросе и импульсивных покупках. Человек должен, увидев товар впервые в жизни, понять, что он ему необходим. То есть «магазин на диване» должен настолько заинтересовать зрителя, что его рука сразу же потянется звонить по нужному номеру и называть артикул желанного продукта. Для этого нужно шоу — визуал и подача, способные побудить к покупке.

Получается, что телемагазин — это микс между полноценным медиа — телеканалом с разными передачами, харизматичными ведущими, профессиональной съемкой и обставленной студией — и обычным ретейлом. Именно в этом специфика этого бизнеса и его главная отличительная черта.

История телемагазинов в России

Первые телемагазины стали появляться на пространстве бывшего СССР еще в 1990-х годах. Сама концепция, как и многое тогда, пришла на наш рынок из США. Но у ранних телемагазинов был целый ряд проблем: