Материал раздела Основной

Дарксторы, постаматы, микромаркеты: куда движется ретейл

С окончанием пандемии популярность онлайн-шопинга не упадет, а значит, трансформация ретейла продолжится. О том, как это уже делают Walmart, Morrisons, X5 Retail, а также о перспективных направлениях изменений, рассказывает эксперт Briskly
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

1. Дарксторы: еще ближе к клиенту

Сложности с логистикой, возникшие в пандемию, стимулировали рост числа дарксторов — «магазинов без покупателей», которые открываются в локациях, где наблюдается наибольшее число заказов. Условно, вместо того, чтобы курьеру везти пакет с продуктами час, он это сделает за 15 минут, потому что близко к дому клиента есть даркстор. Это такой же магазин с торговыми залами и раскладкой на полках, только без клиентов.

Преимущество даркстора перед привычным складом — удобный способ хранения: тяжелые товары лежат ближе к выходу, а то, что чаще всего пользуется спросом у покупателей интернет-магазинов, лежит на уровне глаз. За счет этого сборка заказов идет быстрее, а отсутствие покупателей исключает риск, например, помещения молока в отдел с бытовой химией. Плюс даркстор предполагает в основном наличие самых популярных товаров и товаров первой необходимости, для которых важна скорость доставки.

Расположены дарксторы в основном на территории промзон или в подвалах жилых домов. Стоимость аренды таких помещений значительно ниже, нежели коммерческой недвижимости под традиционный магазин.

Идею дарксторов пробовали реализовать еще в начале 2000-х: это был супермаркет Sainsbury’s в Великобритании. Но, как сообщал Financial Times, магазин быстро закрылся из-за малого числа заказов. Позже об идее снова вспомнили, и опять в Великобритании, на этот раз — ретейлер Tesco в 2009 году.

Дарксторы разошлись по Европе: во Франции, по данным BBC, к 2014 году было уже около 2 тыс. таких магазинов. Это помогало обеспечить доставку в географически сложные районы, где не было торговых точек крупных сетей. Журналисты The Grocer называютдарксторы будущим английского продовольственного ретейла: помимо Tesco такие площади открывают Asda, Morrisons и др.

В России дарксторы, по данным Comnews, стали появляться в 2017 году (хотя первая попытка была у «М.Видео» четырьмя годами раньше), благодаря таким гигантам, как «Леруа Мерлен» и «Перекресток». Последний только с открытием даркстора в Подмосковье ожидает рост совокупной мощности интернет-магазина на 30%, по данным Comnews.