Материал раздела Основной

От несущественных до фатальных: как правильно оценить риски в логистике

Издательство деловой литературы. В настоящий момент издательский портфель состоит из 23 журналов, затрагивающих темы маркетинга, менеджмента, управления финансами, персоналом и т.д.
Все оценивают риски в логистике, но, когда речь идет об управленческом учете, возникают свои особенности. Если их не принять во внимание, легко совершить ошибки, которые могут стать фатальными для экономики предприятия, замечают эксперты ИД «Гребенников»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Очевидно, что вопрос управления рисками относится к сфере управленческого учета. Однако для него может потребоваться идентификация и измерение рисков, которые отличаются от процедур традиционного риск-менеджмента <...>.

Управленческий учет — процесс идентификации, измерения, сбора, анализа, подготовки, интерпретации и передачи управленческому персоналу информации, необходимой для планирования, контроля и управления текущей производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

В соответствии с определением управленческого учета проведем классификацию рисков с точки зрения их экономических последствий — вероятности и значимости для экономики предприятия.

Классификация по вероятности возникновения

Случайные (непрогнозируемые, но возможные). Например, молния ударила в здание склада, разлив реки превысил обычные объемы затопления, случился лесной пожар, прошел очень крупный град и т.п.

Маловероятные (то, что происходит редко, но статистически достоверно, то есть возможен прогноз возникновения данных рисков).

Примером могут служить авария или поломка автомобиля, поломка оборудования, массовые инфекционные заболевания. При недостаточном опыте бывает сложно дифференцировать маловероятные и вероятные риски, однако здесь может помочь такой показатель, как стоимость страхового полиса. Если попытаться включить в него вероятные риски, то цена страхования резко возрастает.

Вероятные (то, что вполне может произойти, вероятность таких рисков обычно оценивается в диапазоне 0,5–0,7, но может быть и ниже для рисков с очень существенными последствиями).

В качестве примеров можно назвать повреждения упаковки груза при погрузочно-разгрузочных работах, значительные задержки доставки или недоставка из-за пробок при превышении нормы осадков (в Москве, например), невыход ключевого сотрудника на работу, задержка груза на таможне.