Зачем компании создавать общие центры обслуживания — объясняет KPMG
Что такое ОЦО и зачем они бизнесу?
Исследование KPMG показало, что в России топ-менеджеры начинают понимать стратегическую роль HR, но это происходит постепенно, и пока руководители в основном сосредоточены на решении краткосрочных проблем. Чтобы повысить эффективность HR-функции, а также оптимизировать затраты на нее, компании необходимо централизовать работу кадровой службы. Сегодня бизнес все чаще создает для этого общие центры обслуживания (ОЦО) — сервисные подразделения, которые объединяют отдельные процессы, например, управление персоналом, бухгалтерию и финансовые вопросы, ИТ.
Первые ОЦО появились в России еще в начале 2000-х, а сегодня в стране открыто уже более 50 подобных центров. В основном их создают крупные организации, где в среднем работают 35 тыс. человек. Суммарно такие подразделения в структуре компаний-участниц исследования обслуживают более 1 млн сотрудников.
В 2020 году консалтинговая компания KPMG провела два исследования HR-функции. Глобальное «Будущее HR в новой реальности» охватило 59 стран, в том числе и крупнейшие экономики мира, а в опросе «HR ОЦО 2020» приняли участие более 30 российских компаний с централизованной HR-функцией.
Согласно результатам российского опроса, ОЦО в основном передают следующие функции: расчет заработной платы, кадровое администрирование, организационное развитие, компенсации и льготы, поскольку их легче формализовать и выполнять по инструкции. А вот задачами, которые требуют более глубокой экспертизы и индивидуального подхода, — HR-аналитикой, оценкой эффективности персонала, его подбором и адаптацией — такие подразделения пока занимаются редко. Причина в том, что компаниям сложно создать единую методологию, отвечающую требованиям различных бизнес-единиц. Однако ситуация будет постепенно меняться: в ходе исследования «HR ОЦО 2020» 63% респондентов сообщили, что планируют увеличивать количество задач, которыми занимаются общие центры обслуживания.