Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 12.01.2021, 15:35

Почему у вас не получится развить франшизу: пять причин

Многие компании доходят до стадии, когда перед ними встает вопрос, стоит ли развивать франшизу. Раиса Царева, директор по развитию франчайзинга «ПИК-Франшизы», рассказывает, какие вопросы надо задать себе, чтобы определиться, и что может помешать

Для многих предпринимателей весна 2020 года стала самым сложным кризисом за последние 12 лет. Но вместе с тем именно периоды экономической нестабильности создают плодотворную почву для развития франчайзинга: запуск такого бизнеса быстрый и не столь рискованный.

Надежность подхода доказывает статистика: несмотря на локдаун и экономическую нестабильность, разница между открытыми и закрытыми франчайзинговыми точками в 2020 году осталась положительной — плюс 3,5%. Общее количество малых и средних предприятий при этом, наоборот, сократилось на 4,2%. Такая ситуация выгодна и для самих франчайзеров — около трети из них заявили, что в кризис они не просто ничего не потеряли, но и преуспели.

Согласно прогнозам Российской ассоциации франчайзинга, в течение десяти лет этот рынок ждет стремительный рост — минимум в три раза. Но, несмотря на положительную динамику, об успехах говорить еще рано: сегодня в России по такой схеме работает только 2% МСП, в то время как, например, в США почти 15%.

Что мешает российским компаниям развивать франшизу? Здесь есть пять основных причин.

Причина 1: франшиза ради франшизы

По сути, франшиза — это клонирование бизнеса, который уже работает и приносит деньги. Но здесь есть одно но.

В отличие от американского и европейского рынков, российский франчайзинг (да и бизнес в целом) очень молод. Массовое его развитие началось только в середине 1990-х. Это значит, что пока у нас не так много «оригиналов», чью «копию» мы могли бы сделать.

Но вышеперечисленные причины не останавливают российских бизнесменов, запускающих «франшизу ради франшизы». Они пытаются научить делать бизнес других, не создав его самостоятельно. Такая схема работы обречена на провал, потому что нельзя рассказать, как строить дом, не построив его самому. Бизнес должен быть опробован на практике, причем успешно, с отработанными бизнес-процессами.