РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Почему инструменты повышения эффективности бизнеса не работают

Менеджмент Статьи Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ)
Около 70% изменений на предприятии не приносят желаемых результатов. Вадим Апрелков (Всероссийская академия внешней торговли) называет четыре главные ошибки при попытках улучшить работу компании и на примерах разбирает, что и почему нужно менять
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В своей практике я часто встречаю разочарованных руководителей компаний. Отрасли и бизнесы разные, а ситуации очень похожи: пробовали оптимизировать процессы и внедрять технологии бережливого производства — сделали только хуже. Причем процент неудач не зависит от того, прибегали компании к помощи внешних консультантов или поднимали эффективность своими силами.

Почему так происходит

Условно можно выделить четыре главные ошибки, которые приводят к провалу. 

Ошибка № 1. Формальный подход к внедрению инструментов повышения эффективности

Очень часто предприятия становятся жертвами так называемого карго-культа, когда организационные реформы превращаются в бурную имитацию изменений.

Карго-культ (от слова «карго» — груз) — религия туземцев Меланезии времен Второй мировой войны. Благодаря армии США на острова ненадолго пришла цивилизация: часть грузов с продуктами и товарами промышленного производства доставалась коренному населению. Но после ликвидации военных баз поток благ резко прекратился. Тогда, чтобы вернуть «расположение духов», жители островов начали имитировать деятельность американских солдат. Они рисовали на теле погоны и надписи USA, строили бутафорские самолеты и посадочные полосы. Нечто похожее происходит и в компаниях. В какой-то момент руководство решает внедрить новые подходы. Коллективу транслируют — с завтрашнего дня все начинаем жить по системе 5S (система рационализации рабочего пространства). Сотрудники активно наводят порядок на рабочем месте, убирают инструменты в ящик, раскладывают документы по лоткам и даже наклеивают маркеры. Но это не помогает. Да и что глобального должно измениться в работе компании, если подписать каждую клавиатуру словом «клавиатура»?

Типовая ошибка компаний в том, что внедрение инструментов повышения эффективности выстраивается формально, в отрыве от конкретных потребностей.