Опубликовано 02.12.2020, 11:02
Карантин заставил российский малый бизнес спешно цифровизироваться — тысячи малых предпринимателей начали регистрироваться на маркетплейсах и пытаться продавать через собственные сайты. За это время десятикратно выросла выручка сервиса для запуска и развития интернет-торговли «Кактус»: она составила за неполный 2020 год 267 млн руб.
Сервис, называющий себя «русским Shopify», помогает производителям выйти в онлайн за один день, начав продавать товары как минимум на шести площадках. «Идея — дать возможность клиенту продавать везде, где только можно: на собственном сайте и на всех интегрированных с сервисом маркетплейсах: Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», Goods, AliExpress и казахстанском Kaspi», — поясняет Наталья Субботина, одна из основателей «Кактуса». Еще осенью прошлого года перспективы сервиса оценил основатель сервиса Qiwi Сергей Солонин, купивший долю в проекте. Сейчас «Кактус» интегрирует свой сервис с Amazon, чтобы российские предприниматели могли торговать по всему миру.
«Кактус» сотрудничает с маркетплейсами по модели отгрузки со склада продавца (fulfillment by seller). Клиент привозит на склад «Кактуса» товар. В личном кабинете он отслеживает свои доступные стоки (товары, которые приняты на склад и еще не зарезервированы под заказы клиентов) и отображает их на сайте своего интернет-магазина и в своих аккаунтах маркетплейсов, через которые торгует. «Например, если клиент хранит у нас на складе пару ботинок, она доступна на всех площадках, которыми он пользуется, — поясняет Наталья Субботина. — Та площадка, на которую поступит заказ, резервирует эту пару, а на всех остальных информация о доступности товара обновится». Собственный сайт можно запустить на конструкторе «Кактуса» либо на другой платформе и встроить корзину «Кактуса», где будут все необходимые опции.
В этом заключается преимущество перед классической моделью работы с маркетплейсами, когда каждый продавец отгружает товар с собственного склада. Такой вариант более затратен, поскольку продавец должен настраивать интеграцию своих аккаунтов со складом и автоматизировать отгрузку товаров. Другой вариант, когда торговец отгружает товар на склад маркетплейса, тоже имеет существенные минусы. «Если клиент хочет торговать на четырех маркетплейсах и собственном сайте, ему нужно поддерживать стоки на всех пяти площадках. Может возникнуть ситуация, когда на одном маркетплейсе продажи не идут, а на другом все распродано и нужно забрать сток с одного и поставить на другой. Это влечет за собой затраты на логистику и плату маркетплейсам, которые тарифицируют выдачу стока обратно. Сейчас многие из них ужесточают условия при возврате стока: тот же Ozon ввел плату 60 руб. за единицу товара, если клиент хочет изъять свой сток», — отмечает Субботина.