Индустрия 4.0 идет к нам: как производители уходят от продажи товаров
Четвертая промышленная революция, ориентированная на потребителя, подразумевает коренные перемены в отношении к товарам. Меняется взгляд на их свойства, а также на методы их производства и использования. Анализ big data, алгоритмы машинного обучения, интернет вещей, 3D-печать и роботизация в конечном итоге ориентированы на то, чтобы потребитель пользовался товаром максимально эффективно и долго. Это предполагает трансформацию товара в услугу, а продаж в сервис.
Многие гиганты машиностроения уже осваивают сервисную модель производства.
- Rolls-Royce перешел с продаж авиадвигателей на услугу TotalCare, при которой оплачиваются только часы работы каждого двигателя.
- Японская машиностроительная компания Komatsu внедрила ИТ-систему удаленного мониторинга состояния оборудования. Это позволило ей повысить срок службы и привлекательность покупки новой техники, а не подержанной «с рук».
- Американская машиностроительная компания John Deere создала платформу MyJohnDeere. Это интерактивный центр управления фермерским хозяйством с такими инструментами, как «умное» орошение, удаленная диагностика техники и сбор всевозможной статистики. С помощью сервиса компания увеличила и продажи, и лояльность клиентов.
Внедрение машиностроительных инноваций в производство — дело очень затратное, хотя и позволяет экономить на эксплуатации. При этом рынок услуг промышленной техники в России растет год от года. По нашей оценке, по итогам 2020 года он увеличится на 30%. Темпы роста рынка аренды стабильны — в среднем он, по разным оценкам, увеличивается на 8% в год.