РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Сергей Носов

Избегайте фантазий: какие ошибки нельзя допускать в бизнесе

Менеджмент Инструкции Gaskar Group
Сергей Носов, руководитель развития бизнеса Gaskar Group рассказывает о том, каких ошибок стоит избегать предпринимателям при создании и развитии компаний, и что делать, если избежать их не удалось

На то, что в вашем бизнесе что-то идет не так, указывают конкретные сигналы:

  • у вас нет прибыли;
  • ваш доход не превышает расходы;
  • в течение длительного периода времени вы генерируете не прибыль, а убытки.

Любые мнения, особенно начинающих предпринимателей, из серии «сейчас я в минусах, но соберу волшебную команду и создам чудо-продукт, который взорвет рынок; мне надо только немного потерпеть, я инвестирую свои деньги, привлеку деньги инвесторов, дальше всё взлетит!» в последнее время разбивается о суровую реальность. Если вы не вышли на безубыточность за четыре-шесть месяцев, то надежды на то, что инвесторы вас спасут, почти нет.

Все инвесторы понимают, что сама по себе капитализация компании и последующая перепродажа доли в ней кому-то — это миф. Они все больше внимания обращают на денежный поток, поэтому все чаще ищут стартапы, которые умеют зарабатывать деньги и уже вышли на прибыль или близки к этому. Вычтите из своих доходов расходы: если в течение нескольких месяцев подобных калькуляций разница отрицательная, значит вы безрезультатно жжете деньги.

Как распознать признаки будущего провала

Я выделил для себя два признака того, что в будущем компанию ждет крах:

  • у вас нет понимания того, какова ее ключевая ценность, и какую измеримую выгоду она приносит клиентам; то есть вы не понимаете, почему ваш продукт покупают;
  • вы не контролируете, получил ли клиент заявленные вами выгоды; то есть вы продали клиенту программу и пообещали, что с ее помощью он получит снижение операционных расходов, например на 17% через полгода; но не проконтролировали, достиг ли он обещанных результатов и не помогли ему их достичь; вы пообещали клиенту ценность, но он ее не получил.