Антон Зима

Зачем креативному бизнесу использовать шеринг

Менеджмент Статьи Advanza
Креативная сфера — одна из наиболее пострадавших от кризиса. В карантин агентства начали искать дополнительные источники доходов, перестраивая бизнес-модели. Крупный креативный бизнес может заработать на помощи мелким игрокам с помощью шеринга
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

По данным отчета Выставочного научного-исследовательского центра, ущерб креативной отрасли (event, BTL) с марта по июнь 2020 года был оценен в 72,2 млрд руб., больше 2 тыс. мероприятий было отменено. Многие агентства рассказывали о сокращениях, еще больше — молча закрыли свой бизнес.

Если маленькие агентства не выжили — кризис смыл их сразу, то средние и крупные начинают задумываться, где им найти деньги.

Обычно экономика агентства строится на комиссии, которая взимается с создания проекта. Размер комиссии отличается в зависимости от рынка и агентства, но в среднем составляет около 5–10%. Сейчас, когда проектов мало и предложение превышает спрос, зарабатывать «как обычно» становится сложнее, поэтому агентства ищут новые бизнес-модели.

Один из возможных вариантов — работать по модели шеринга. Вопрос в том, насколько это эффективная модель и какие риски стоят перед агентствами?

Как работает шеринг

За шеринговой экономикой стоит базовая идея о том, что клиент платит за доступ к продукту, а не за владение им. Одним из первых, кто построил крупный бизнес на основе шеринга был eBay в 1995 году. Аналитики уже постфактум закрепили за плеядой самых разных компаний лейбл «модель совместного потребления» и начали рассматривать это явление как новый тренд. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2019 году объем рынка шеринга в России составлял 770 млрд руб., что на 50% больше показателя 2018 года.