Материал раздела Основной

Распад империй: как стареющая элита губит итальянский бизнес

Если во второй половине XX века компании Италии были на пике успеха, то в новом тысячелетии итальянский бизнес стал синонимом упадка. Стареющие предприниматели мечтают о новом «золотом веке», но к активным действиям перейти не готовы
Марко Тронкетти Провера
Марко Тронкетти Провера (Фото: Bloomberg)

В мировой литературе сложно найти произведение, которое бы лучше описывало неспособность принять реалии новой эпохи и мучительную ностальгию по временам былой славы, чем «Леопард» Джузеппе Томази ди Лампедузы. В романе речь идет о тщетных попытках сицилийской аристократии приспособиться к жизни в Италии после объединения страны в 1860 году. Замените «выбившихся в люди бедняков» на выскочек из Силиконовой долины или вмиг разбогатевших китайских бизнесменов, и книга станет прекрасной метафорой для современной корпоративной Италии.

«У нас был самый богатый, самый совершенный регион мира, но теперь мы лишь старые аристократы, чье время прошло», — вздыхает Марко Тронкетти Провера, бывший глава 150-летнего производителя шин Pirelli. Многие из его топ-менеджеров вторят дону Фабрицио, вспоминавшему прежнюю жизнь, когда он и его род «были леопардами, львами». Как и герой романа, они возмущены происходящими в мире изменениями, но не могут ничего с этим поделать.