Материал раздела Основной
Ирина Антюшина
Как правило, эти корпоративные документы регламентируют основы повседневной деятельности бизнеса, которые касаются взаимоотношений между сотрудниками, взаимодействия с деловыми партнерами, защиты информации, конфликта интересов, противодействия коррупции и других сфер.
На мой взгляд, с этическими кодексами существует несколько ментальных «ловушек».
О чем здесь речь? О том, что любые этические принципы работают как нельзя лучше, если им следуют на практике (в первую очередь топ-менеджеры компании) и если они являются частью реальной корпоративной культуры. Если сотрудники видят, что руководство этими гордо транслируемыми ценностями в действительности пренебрегает, у них может возникнуть вполне справедливый вопрос: «Почему им можно, а нам нельзя?»
О каком уважении, достоинстве и справедливом отношении могут рассуждать предприятия, в которых, например, по-прежнему существуют раздельные столовые для сотрудников производства и для высшего руководства? Один мой знакомый рассказывал о том, как его пригласили на собеседование в известную крупную компанию. Не успел он получить пропуск на ресепшен, как его глазам предстало своеобразное зрелище: лифты для обычных сотрудников и гостей и специальные лифты для руководства, которые находились в разных местах. Нужно ли говорить, что до интервью дело так и не дошло?
Еще одна проблема состоит в том, что кодексы в своем стремлении зарегулировать каждый аспект жизни своих сотрудников загоняют корпорацию в двусмысленную ситуацию. В этом контексте хотелось бы вспомнить кейс компании McDonald’s, глобальный совет директоров которой уволил гендиректора Стива Истербрука из-за отношений с одной из сотрудниц.